Турнир «Знатоки русского языка»
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки групповой работы. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды для сопровождения турнира.
Ход мероприятия
Ученик 1.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 2.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слов
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик3
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Учитель: Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык.
И мы проводим турнир знатоков русского языка.
- А что такое турнир? (ответы детей)
Турнир. - спортивное соревнование , а у нас будет с вами словесный турнир между командами
В нашем турнире примут участие две команды:
1 команда «Приставки»
Наш девиз: Приставки всегда молодцы,
Приставки всегда впереди!
2 команда «Предлоги»
Наш девиз: Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет- не пищи!
-А теперь ребята, представление нашего уважаемого жюри.(представление жюри)
- Уважаемое жюри каждая команда желает вас поприветствовать.
Приветствие жюри командами:
1 команда «Приставки»
Мы жюри подарим мыло,
Чтоб нас строго не журило.
Мы жюри подарим смех,
Чтобы было всем потех.
2 команда «Предлоги»
Вы жюри, нас не журите,
Справедливее судите!
Чтобы счёт не потерять,
Вот вам счёты, чтоб считать.
Разминка.
-Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.
Нога - …(ноги)
Рука – …(руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)
Ведро - … (ведра)
Бедро - …(бедра)
Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)
День - …(дни)
Пень - …(пни)
Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)
Цыпленок -…(цыплята)
Козленок - …(козлята)
Бочонок - … (бочонки)
- Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.
1 Конкурс <Угадай слова> (Слайд)
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня - ну и ну!
Все они сбежали.
1.Бклжн, баклажан
2.вринт, вариант
3.гдюк, гадюка
4.днтист, дантист
5.кдр,кадр
6.кнв, канава
7.схр,сахар
8. мтерик, материк
2.НАБОРЩИК
Задача Учащихся «набрать», то есть составить из имеющихся букв наибольшее количество слов.
АКТИВНОСТЬ – Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
актив, акт, кисть, кость, кит, кот, кон, конь, ткань, тина, тон, ток, тост, ива, воск, воин, винт, нос, носки, нива, нота, сват, скот, так, …. (23).
Игра со зрителями «Назови пару».
К существительным мужского рода ученики по очереди называют существительные женского рода..
Козел- коза
Бобер- бобриха
Медведь- медведица
Осел- ослица
Оса- оса
Стрекоза- стрекоза
Ворон- ворона
Волк- волчица
Курица- петух
Баран- овца
Муха- муха
Обезьяна- обезьяна
Слон- слониха
Кот- кошка
Корова-бык
3. Конкурс «Рассказ на одну букву».
Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
Пример : Росла рядышком роза. Розовая роза редкая.
1 команда-п
2 команда-м
4.Восстанови деформированный текст. Расставь номера предложений.
Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котёнок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котёнка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котёнок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку. Вот какой шалунишка!
Любе подарили котёнка.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
На стуле лежала шляпа.
Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Видны только белые лапки.
Вот какой шалунишка!
5. Конкурс Слова-матрешки»
В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их и кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься повнимательней, то увидишь, что внутри спрятаны другие слова
Прочитайте слова и найдите в них другие, затаившиеся.
Победа ________________________
Бусы__________________________
Тапочки________________________
Тумбочка_______________________
Удочка_________________________
Рыбак__________________________
Осадки_________________________
Машина________________________
Черёмуха_______________________
Дрожь__________________________
6. конкурс «Грамматическая арифметика»
- Без букв и грамматики не обходятся и математики! Вам нужно «сосчитать» слово. Задание командам на карточках «Грамматическая арифметика» - время 1мин
КАБАН – АН + ЛУК = …
КВА + РАК –АК + ТИРА =
КЕДР – ДР +РОСИНКА =
КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР =…
7. конкурс «Нарисуй меня»
- Ребята, я очень люблю все части речи. Но сейчас речь пойдет о глаголах. Попробуйте отгадать, о ком говорят глаголы и нарисуйте, что отгадаете. Задание для всех членов команд на время. Капитаны рисунки передают членам жюри.
1. Каркает, летает, хватает все, что блестит.
2. Шипит, ползает, извивается.
3. Мычит, бодается, ее доят.
4. Мяукает, вылизывается, лакает.
Подведение итогов. Награждение команд
Ученик. Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова)
– Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль. На этом наш турнир подходит концу всем большое спасибо за внимание.